иконка телефонапозвонить

Персонализация в поисковых системах


Главная / Блог / Персонализация в поисковых системах

Персонализированная выдача — выдача поисковой системы, учитывающая поведенческий фактор ваших предыдущих посещений.

В отношениях seo-оптимизатора с клиентом эта тема поднимается всегда, хотя бы раз за всю историю их отношений. Обычно случается это в конце месяца, когда клиент получает отчет, видит список позиций, решает вбить парочку для проверки и... не находит их на нужных местах. Из-за специфики работы поисковых систем такое случается в 99 случаях из 100, поэтому, чтобы снова и снова не отвечать на один и тот же вопрос, мы решили написать эту статью.

ПС Яндекс и Google уже около трех лет активно используют индивидуальную пользовательскую выдачу. Именно поэтому поисковая выдача у практически всех пользователей интернета отличается и зависит от множества факторов: местоположение, предыдущая история посещений, предпочтительная тематика... Всего этих факторов несколько сотен и точная информация о них известна только работникам поисковых систем.

Оптимизаторы для оценки используют чистую от пользовательских факторов выдачу, которая показывалась бы человеку, ни разу не использовавшему поиск на только что установленной системе. Это позволяет собирать статистику по запросу с высокой долей достоверности для людей, которые первый раз интересуются какой-то темой. Всех остальных охватить невозможно из-за уникальности персонализированного поиска, но «чистая» выдача дает некое среднее значение, от которого можно отталкиваться.

Больше информации по персональному поиску
Вы можете найти в двухминутном видео от Яндекс

Как просмотреть чистую выдачу?

Охватить весь диапазон персонализаций невозможно. Чем больше человек пользуется поисковой системой, тем уникальней будет его набор сайтов по часто используемым запросам.

Тем не менее, есть способы получить одинаковую, эталонную выдачу без примесей индивидуализации от поисковых систем. С использованием этих способов считает позиции весь сео-софт и все сервисы, так мы проверяем позиции «на лету» в процессе крупных апдейтов.

Веб-браузеры Chrome и Firefox предоставляют возможность полуанонимного серфинга в интернете. В режиме «Инкогнито» скрывается большинство источников информации о пользователе, не сохраняется история посещений и загрузок, а также не работает персонализированная выдача в поисковых системах.


Режим «Инкогнито» в браузере Chrome

  1. Откройте браузер Chrome.
  2. Откройте меню Chrome в правом верхнем углу экрана.
    Откройте меню браузера Хром
  3. Выберите «Новое окно в режиме инкогнито».
    Откройте окно в режиме Инкогнито
  4. В правом верхнем углу нового окна вы увидите силуэт серого цвета.
    Режим инкогнито - силует серого цвета
  5. Для Chrome в режим Инкогнито также можно заходить комбинацией кнопок Ctrl+Shift+N.

Режим «Инкогнито» в браузере Firefox

  1. Откройте браузер Firefox
  2. Зайдите в меню Firefox в верхнем правом углу экрана.
    Зайдите в меню браузера
  3. Выберите в настройках вкладку «Приватное окно».
    Откройте приватное окно
  4. Если вы все сделали правильно, в верхней правой части нового окна будет видна фиолетовая маска.
    Знак приватности в браузере Firefox - фиолетовая маска
  5. Также, для перехода в режим инкогнито в Firefox можно использовать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+P.

Отключение персонализации в поисковых системах Яндекс и Google.

Отключение персонализации чаще всего используется, если вы хотите выключить индивидуальную выдачу на каком-либо аккаунте.

Для Яндекс зайдите на http://tune.yandex.ru/ с залогиненой почтой, выберите раздел «Настройка результатов поиска» (третий сверху) и там снимите все галочки в разделе «Персональный поиск».

Для Google персонализация убирается после захода в аккаунт, в правом верхнем углу страницы.

Зачем нужно избавляться от персональной выдачи при снятии позиций?

Причины две. Во-первых, персонализированная выдача слабо поддается статистическому анализу и нестабильна — любое действие пользователя может качнуть весы. Поэтому мы берем усредненный результат, который получает человек с чистыми cookies и пустой браузерной историей.

Во-вторых, персонализированная выдача в любом случае основывается на «чистой» выдаче. Если ваш сайт расположен достаточно высоко, вы в любом случае можете быть уверены, что у большинства пользователей ПС он будет находиться на примерно тех же позициях, плюс-минус некоторые изменения по алгоритму.

Это проще всего объяснить на примере.

Вот топ-5 выдачи Яндекса в режиме инкогнито по запросу «заказать сайты», регион Ростов-на-Дону.
А вот — тот же топ-5 персонализированной выдачи одного из наших сотрудников. Для чистоты эксперимента использовался компьютер человека, который очень редко заходит на сайт компании и не работает с подобными запросами.

Даже на таком маленьком отрезке мы уже видим разброс — из топ-5 выпал сайт cinet.ru, зато вошел агрегатор tiu.ru, на других страницах которого сотрудник провел больше времени. Также, по неизвестным причинам Яндекс понизил позицию для нашего сайта. Возможно, это произошло из-за большого процента отказов или малой глубины просмотра, в результате чего поисковая система решила, что сайт пользователю не понравился и заменила его другим.

Персонализированная выдача может серьезно разниться в зависимости от посещаемых вами сайтов. Если вы зашли из органической выдачи на сайт и почти сразу же его закрыли, в следующий раз вам покажут его ниже или вообще выкинут из топ-10. Верно и обратное — если сайт вам понравился, через некоторое время вы будете видеть его выше по смежным запросам. Сильное влияние на персональную выдачу оказывают поведенческие факторы, что само по себе тема для большой статьи.

Яндекс подтвердил наличие более 200 факторов, влияющих на индивидуализированную выдачу. И, хотя мы учитываем основные из них при улучшении юзабилити, для контроля изменений нам нужно получать данные из более стабильного источника. Поэтому, при просмотре позиций пользуйтесь режимом «Инкогнито» в браузере, специализированным seo-софтом (мы пользуемся KeyCollector и SiteAuditor), либо интернет-сервисами, созданными для сбора статистики и позиции в частности (ТопВизор).

История персонализации выдачи

История персонализации в ПС начинается в 2008 году с проекта SearchWiki (англ. википедия), когда великий и могучий Google решил привлечь пользователей к исправлению результатов своих, не самых лучших на тот момент алгоритмов. Первоначальная идея заключался в том, чтобы использовать вики-технологию для улучшения результатов выдачи при помощи интернет-сообщества. Проект провалился, не в последнюю очередь из-за оптимизаторов, нашедших новую нишу для спама. Гугл осознал свою ошибку через полтора года и закрыл проект, но идею о индивидуальном поиске для каждого пользователя он не оставил.

В 2009 году Яндекс, на правах крупнейшей поисковой системы СНГ сделал свой шаг — добавил региональную выдачу, с автоматическим определением местоположения пользователя по IP-адресу. Благодаря обновлению выдача разделилась на общероссийскую, по информационным запросам («как поклеить обои», «футбол чемпионат россии 2008») и региональную («купить холодильник», «отдых в ростове»). В региональной выдаче большое преимущество получают местные сайты и общероссийские агрегаторы, вроде avito.ru, в общей — информационные сайты.

Следующим шагом была интеграция социальной сети Google+ с поиском в конце 2011 года. После этого обновления пользователи соцсети и поиска от Гугл получили возможность ставить оценки сайтам (та самая кнопка +1) и получать выдачу, зависящую от предпочтений человека и его круга друзей. Самым важным в этом обновлении было то, что персонализированный поиск теперь включался для пользователей по умолчанию.

Яндекс отстал всего на год — в конце 2012 года было анонсировано обновление алгоритма «Калининград», главной задачей которого была индивидуализация выдачи по поведенческим факторам. Здесь вы можете найти развернутую статью от представителей Яндекса на тему этого, уже ставшего историей апдейта. Мы же, как оптимизаторы, скажем, что обновление изменило очень многое в мире SEO. Главным вопросом был один — как работать, если выдача для всех пользователей будет разной? Ориентиром стала выдача без примесей индивидуальных изменений, которая продолжала быть одинаковой для всех.

В настоящее время в поисковых системах работают сотни алгоритмов, анализирующих действия и предпочтения пользователей. Например, для физика, любителя комиксов и работника магазина запрос «Магнит» покажет три абсолютно разных выдачи. Персонализация в целом упростила жизнь обычному пользователю и усложнила оптимизаторам. У нас есть всего одна попытка привлечь человека на сайт, потому что если он уйдет сразу — второй раз он может и не увидеть страницу в выдаче.

Важным следствием персонализации стало то, что вдруг оказалось недостаточным просто продвинуть страницу в топ поисковой системы черными или серыми методами. Точка приложения усилий интернет-маркетолога сдвинулась с «привести побольше народа» на «удержать целевого посетителя качественным контентом». Черное SEO практически полностью умерло три года назад.

Комментарии:

Специалист по поисковому продвижению Алексей

«Для просмотра чистой выдачи в своей работе использум Яндекс XML, это позволяет снимать позиции без учета персональных факторов. Однако не стоит зацикливаться на позициях по определенному списку запросов, куда более важен целевой трафик, звонки и заказы на сайте.»

 

Специалист по поисковому продвижению Анастасия

«К сожалению, не все наши клиенты понимают, что такое персональная выдача. Часто бывает так, что владельцы сайтов постоянно заходят на сайты своих конкурентов, при этом поисковый алгоритм ПС Яндекс делает определенные выводы: Вы часто заходите на эти сайты, Вы помногу раз просматриваете страницы на сайте, Вы долго ищите информацию, а значит сайты Ваших конкурентов Вам нравятся. Из-за этого «любимые» ресурсы, начинают ранжироваться выше, чем собственный сайт. Хотя на самом деле ситуация обратная. Чтобы проверить эталонную выдачу воспользуйтесь нашими рекомендациями.

Специалист по поисковому продвижению Виталий

«По данной теме еще можно отметить, что наблюдается разная выдача в XML и в поиске; также замечено что, при обновлении одного и того же запроса в Яндекс, выдача перемешивается; выдача может отличаться и в различных браузерах»

 

Специалист по поисковому продвижению Снежана

«Официальная позиция Яндекс: Основной поиск и Яндекс.XML это два разных сервиса. И хотя они тесно связаны друг с другом, гарантировать полное совпадение результатов мы не можем. Иногда могут наблюдаться некоторые расхождения, это нормально. У нас нет задачи сделать xml-выдачу полностью идентичной выдаче основного поиска, так как для организации поиска на сайте расхождения с основной выдачей не имеют принципиального значения.»



У вас есть вопросы?

Наши специалисты готовы перезвонить Вам в течение 5 минут (в рабочее время) и подробно проконсультировать по любым вопросам.
Заказать звонок специалиста




Ещё записи


вверх
Узнать стоимость
Отправлено
Спасибо, Ваш запрос отправлен!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.
Заказать звонок
Отправить
Мы свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.
Отправлено
Спасибо, Ваша заявка отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.
По возможности ответьте на вопросы:
Какая услуга интересует? Создание сайта Продвижение сайта Контекстная реклама Поддержка сайта Другое стрелка выпадающая
Отправить
Оставить заявку
Отправить
Мы свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.
Отправлено
Спасибо, Ваша заявка отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.
Какая услуга Вас интересует? Создание сайта Продвижение сайта Реклама сайта Поддержка сайта Предложение сотрудничества Другое стрелка выпадающая
Отправить
Отправлено
Спасибо, Ваша заявка отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.